Диббук (идиш דיבוק —
ди́бук, от иврит — прилепившийся) — злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре,
являющийся душой умершего злого человека.
Душа-диббук не может
расстаться с земным существованием из-за своих преступлений (например,
самоубийства) и ищет живой организм, в который может вселиться. Концепция
диббуков похожа на демонов и духов, которых изгоняют в католической церкви в
процессе экзорцизма и православной вычиткой молитвами. Предполагается, что
душа, которая в своей земной жизни не закончила своё предназначение, может
завершить его в форме диббука. Концепция диббуков упоминается в
каббалистической литературе с XVII века.
Диббук изгоняется цадиком
и десятью другими членами еврейской общины, которые при этом одеты в
погребальные рубашки. При процедуре изгнания диббука сжигают ароматные
вещества, читают молитвы и трубят в шофар.
Тема Диббук часто
появлялась после 1560 года в литературе. В начале XX века отмечается драма
«Диббук» (англ.) русск. Семёна Ан-ского, ставшая большим успехом. Это драма
явилась классической диббук-постановкой и стала основой для дальнейшего
художественного развития. Она была экранизирована (англ.) русск. в 1937 году в
Польше на идише, а в 1968 и 1998 годах — и в Израиле.
Нобелевский лауреат Исаак
Башевис-Зингер имеет несколько диббук-мотивов, которые вплетены в его истории.
Его первый роман, опубликованый ещё в Польше, основан на диббук-повествовании.
Действие романа «Диббук в Горае» («Сатана в Горае» (иврит) русск.) происходит в
Польше в XVII веке.
У Ромена Гари также
встречаются умышленные диббук-интерпретации. Его роман «Пляска Чингиз-Хаима»
(фр.) русск. в целом основан на диббук-мотивах, в фигуре одного убитого еврея,
который после окончания войны вселился в своего убийцу из СС и в конечном итоге
поработил его.
Примечательно, как часто
вдохновляли диббук музыкальные постановки. В XX веке появилось несколько опер с
темой диббук. Леонард Бернстайн в 1974 году создал в Нью-Йорке балет с
одноимённым названием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий