Го́лем (ивр. גולם) — персонаж еврейской мифологии. Существо из одной из основных стихий (или их смеси, к примеру, лава=земля+огонь), оживлённый каббалистами (или другими магами) с помощью тайных знаний - наподобие Адама , которого Бог создал из глины (праха земного, земли, материи) (хотя тот големом и не считается).
Согласно одной из гипотез,
«голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם), означающего «необработанный,
сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс. 138:16)
в слове галми (ивр. גלמי), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в
раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и
неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.
Согласно другой гипотезе,
слово происходит от древнееврейского galam — он свернул, завернул.
Другой вариант
происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из
восточных легенд (урду گولیمار, индийские и прочие восточные языки). Пример:
Пакистан. GOLI (пуля) и MAR (огонь), слово — Голимар (процесс обжигания глины).
В связи с увлечениями в Европе с конца XVII века восточными легендами и
сказками и их переработкой
Голем — глиняный великан,
которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.
Весьма распространённая,
возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке
(«големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных
поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для
предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и
разоблачения.
Исполнив своё задание,
голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает
знаменитому талмудисту и каббалисту — главному раввину Праги, Махаралю Йехуде
Бен Бецалелю. Который оживил истукана вложив ему в рот т.н. шем или
тетраграмматон. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года.
Легенда эта относится к началу XVII века. Известны и другие големы, созданные
по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной
мысли. Так, например уже в некоторых текстах "Большого Ключа
Соломона" написанных в XVI веке, присутствуют методики по созданию
"камня", который создается из глины, крови и иных примесей, этому
комку придается форма человека и провозглашается пародийная фраза "да
будет человек".
В этой легенде народная
фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и
робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со
злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде
превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его
«создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или
даже преступно для естественно-живого человека.
Рабби Лев оживляет Голема
Рабби Лев оживляет Голема
Комментариев нет:
Отправить комментарий