Азазе́ль (арам. רמשנאל,
др.-евр. עזאזל, араб. عزازل — Азазил) — название древнего обряда «Козла
отпущения грехов» (X в. до н. э. — I в. н.), позже (не ранее III века до н. э.)
по верованиям древних евреев — падший ангел, демон, и в частности демон пустыни
Предание об Азазеле как об
одном из падших ангелов возникло довольно поздно (не ранее III века до н. э.) в
еврейском фольклоре и зафиксировано, в частности, в известной апокрифической
Книге Еноха. В Книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов,
восставших против Бога. Он научил мужчин оружейному искусству и научил их
воевать, а женщин — использованию драгоценных камней, украшений и искусству
раскрашивания лица (косметике) а также искусству обмана, совратил людей в
безбожие и научил их разврату.
Азазель — это один из
первых падших ангелов, который не побоялся Бога и его воли, после чего
Архангелам было приказано убить его, но никто не был сильней, чем он, и тогда
Бог приказал Архангелу Рафаилу обрубить ему крылья и отправить его в Ад. И
сказал опять Господь Рафаилу: «Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во
мрак; сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его
туда. И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он
оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрел на свет! И в
великий день суда он будет брошен в жар». По повелению Бога, он был привязан к
пустынной скале.
Нет сомнений, что само имя
«Азазель» — лишь позднейшее наименование этого персонажа. Так, в ряде текстов
он выполняет функции Нахаша (змея-искусителя), сходные с функциями Прометея,
или стандартного культурного героя. Также, он играет роль, сходную с ролью
богов преисподней или пустыни — ханаанейским Моту, который также олицетворял не
только подземный мир, но и губительный солнечный жар, или Сетха, тоже
воплощавшего пустыню и фаллическую мощь. Более поздние образы персонажа —
прикованный в аду Люцифер.
С Азазелем связывают один
из древних ежегодных иудейских обрядов — Козёл отпущения. При проведении обряда
закалывали жертвенный скот «за грехи народа», и одного козла, «возложив на него
все грехи народа», отводили в пустыню.
Видимо именно отсюда
возник популярный образ Дьявола в виде пылающего быка с туловищем кровавого
цвета, будто с него сняли кожу. Близка образу и история о сжигании в огне
Золотого тельца Моисеем (Исх. 32:19-20), незадолго до утверждения им данной
традиции о сжигании жертвенного скота. Надо сказать, что последнее роднит образ
Азазеля с образом ханаанского божества преисподней Муту, так как в угаритских
храмовых текстах Шеол (подземный мир) изображается в виде коровы. Также в Египте
в честь победы Гора над Сетом (персонажем, сходным с Азазелом по ряду черт)
существовали жертвоприношения животных с рыжей шкурой
Комментариев нет:
Отправить комментарий