Абаддо́н, или Аваддо́н
(ивр. אבדון, то есть истребление); греческий аналог:
Аполлио́н (греч. Απολλύων), то есть губитель — в иудейской (а затем и в
христианской) теологии — демон истребления, разрушения и смерти.
Слово «аваддон» на иврите
означает место уничтожения, либо просто переводится как «уничтожение». В
раввинистической литературе и в Ветхом Завете Аваддоном именуется одна из
областей ада. Так, в Ветхом Завете этот термин употребляется шесть раз. В Книге
Иова (26:6) и в притчах (15:11, 27:20) слово Аваддон употреблено в одном ряду
со словом шеол, обозначающим могилу всех умерших: как праведных, так и
неправедных. В Пс 87:12 слово Аваддон употреблено со словами «во гробе» (в
Синодальном переводе этого стиха значение слова Аваддон передано
словосочетанием «место тления»).
В Книге Иова (28:22)
Аваддон связывается со словом смерть.
В Откровении св. Иоанна
Богослова Аваддон (то есть «Губитель») уже однозначно персонифицирован и
представляет собой повелителя бездны, ведущего полчища саранчи (др.-греч. ἀκρίς);
там же он назван Аполлионом:
«По виду своему саранча
была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы,
похожие на золотые, лица же её — как лица человеческие; и волосы у ней — как
волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов; на ней были брони железные, а
шум от крыльев её — как стук от колесниц, когда множество коней бегут на войну;
у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах её были жала; власть же её
была — вредить людям пять месяцев. Царем над собой имела она ангела бездны; имя
ему по-Еврейски Аваддон, а по-Гречески Аполлион.
(Откр. 9:7-11) »
Некоторые комментаторы
понимают под образом этой саранчи особый вид демонов:
Образы саранчи
заимствованы из книг Исход (10:13-15) и пророка Иоиля (2:1-11), где наказание
реальной саранчой предвещает ещё более опустошительное бедствие воинством,
посланным свыше (Иоил. 2,11). Сила саранчи, наводящая ужас, сравнима лишь с
силой зверя (13:1-10). Эти исчадия ада вредят только нечестивым, но не касаются
святых (9:4). Страдания постигают грешников уже в этой жизни, и эти страдания
предвещают возмездие, ожидающее их в конце (20:11-15). Это видение изображает
действие разрушительной, причиняющей страдание силы зла в человеческой душе.
Иные толкователи считают видение саранчи сверхъестественной казнью через
действие бесовских духов, которые будут выпущены на землю незадолго до Второго
пришествия Христа.
— Комментарий Новой
Женевской Библии
Именно в значении военного
советника ада, обладающего могуществом, Аваддон усваивается религиозной поэзией
средних веков и нового времени. Этот образ оказал значительное влияние на русскую
романтическую литературу. Имя Аваддона также неоднократно употреблялось в
средние века как одно из обозначений сатаны, хотя некоторые источники
по-прежнему относят его к святым ангелам, послушным Божьей воле (причиной
такого понимания служит текст из Откровения 9:4, где саранче даётся повеление
вредить лишь противникам Бога).
Комментариев нет:
Отправить комментарий