Лили́т (ивр. לילית) —
первая жена Адама в каббалистической теории. Упоминается в некоторых ранних
апокрифах христианства, не вошедших в библейский канон. В еврейском тексте
книги Исаии, повествующей о запустении Идумеи после Божественного суда (Ис.
34:14), предсказывается появление ночного привидения (lilith). Упоминается в
Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зогар.
Согласно преданию,
расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж
присутствует и в арабских мифах). В мифологии Древней Месопотамии подобное имя
носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами
(упоминаются также и мужчины «лилу»).
Имя Лилит встречается в
Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э.
В семитских языках, в
частности в иврите, это слово — прилагательное женского рода «ночная»
(например, ивр. דממה לילית — «дмама лейлит» — ночная тишь).
Кроме этого в иврите (а
возможно, и в других семитских языках) словом «лилит» обозначается птица
неясыть, разновидность сов. Скорее всего, именно поэтому Лилит иногда
изображается вместе с совой.
Существует также мнение,
что это имя происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак).
Возможно, правдивы все
точки зрения. В. В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе
пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена
игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух,
призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов
этого рода считали ночными привидениями. Скорее всего, их можно сопоставить со
славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной
смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим —
обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи
смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были
безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу
вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются
либо уроды, либо такие же демоны)».
Существует несколько
шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приведённая
в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа.
Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её
поцелуи приносят смерть.
Легенда объясняет
происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит.
Также предполагается, что
под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше
упоминается именно Лилит. В частности, независимые переводы этого пролога
Крамером и Фолькенштайном упоминают именно Лилит.
Ни в одной библейской
книге Лилит как персонаж не упоминается. В еврейском тексте книги Исаии (34:14)
говорится о запустении Идумеи после Божьего суда:
Ис.34:13-14: И зарастут
дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она
жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с
дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать
ночное привидение (lilith) и находить себе покой.
При создании Септуагинты,
перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык, учёные-раввины в греческом
тексте слово lilith не оставили (имя собственное должно было сохраниться без
изменений), а перевели его как onokentavros (получеловек-полуосел). В
Славянской Библии оно дано уже без перевода: «ту почиют онокентаври, обретшее
себе покоища».
В английском тексте Библии
короля Якова говорится о «screech owl» (сипуха, но существует устаревшее
значение — «дурное предзнаменование»). В версии New American
Standard Bible говорится о «the night monster» (ночное чудовище). Также обе
версии используют женский род.
В русской Библии lilith
рассматривается как прилагательное «ночное» от lail (ночь). Поэтому переводчики
поставили: ночное привидение, имея в виду животное, обитающее ночью и наводящее
на человека страх.
Блэр (2009) показывает,
что это птица.
Еврейские источники
говорят о двух Лилит:
Старшая Лилит — жена
Самаэля, царица и мать демонов.
Младшая Лилит — супруга
Асмодея.
При этом речь идет о двух
образах одной дьяволицы.
Самаэль часто отождествляется
с Сатаной.
Согласно Алфавиту
Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит. Она не пожелала подчиняться своему
мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам.
Произнеся тайное имя бога
Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве
с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под
именами Сеной, Сансеной и Самангелоф (Snvi, Snsvi, и Smnglof).
Три ангела настигли Лилит
у Красного моря, и она наотрез отказалась возвратиться к мужу.
После угрозы убить её,
Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является
убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или
пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть
три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать
каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её
бесплодной.
В иудейском быту волосатая
и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось,
что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь
новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась
порча рожениц и бесплодие женщин.
Именно легенды, говорящие
о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами
ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы
против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся
возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота)
или Аморфо (не имеющая формы). Также с этим преданием связана традиция
повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит
боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы
уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из
«Зоар» и других книг Каббалы.
В каббале Лилит —
дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их.
Согласно Трактату о левой
эманации, от связи Лилит и Самаэля родился слепой Дракон. Дракон кастрирован,
«чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких
яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только
головы.
В Средние века легенда
несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она
предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном,
досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном
воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными
распущенными волосами.
Согласно каббалистической
книге Зоар, Лилит стала женой Самаэля и матерью демонов.
Лилит в современной
демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны
(или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем
Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой, Гекатой, Хель и
Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь. Зачастую
также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве»
Майкла Форда (Luciferian Witchcraft, Michael Ford).
В этом смысле в имени
Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае,
сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей
Света.
Исключением является
Лавеевская традиция. В ней Лилит почти не упоминается. В остальных случаях её
упоминают среди высших дьяволов:
Мать Жизни и Смерти
согласно материалам Templium Lilithi (Храма Лилит).
….Из бездонных глубин
предначального Мрака восстала в явь Ты, о Мать Жизни и Смерти, Мать всех
колдовских чар, Дьявольских Искусств и сокровенного мастерства порождений
древнейшей Ночи, Дарительница губительной тайны огненного бытия. Ты породила
малых и великих Нечистого Племени и увлекла их за собой на штурм небесного
града….
Мать Демонов согласно
Книге Десяти Воззваний (Codex Decium) Валентина Скавра.
О, Мать Лилит, Мать
Демонов,
К Тебе взываю, Тебя
приглашаю…
Царица Тьмы и нечистых
чар,
Лица Твои — Ночь и Ужас,
Сердце Твое — средоточие
Зла. Книга Десяти Воззваний (Codex Decium)
Одна из 11 высших дьяволов
и супруга Сатаны в Либер Азерате (Liber Azerate), изданной Храмом Чёрного Света
(TOTBL).
От Адрамелека, властителя
всей красоты, ослепляющей слабых, яд ярящегося хаоса потёк дальше и создал
десятую антикосмическую богиню, Лилит, и восьмое остриё Разомкнутой
Пентаграммы.
От Лилит, царицы тёмных
измерений и княгини ярящегося хаоса, холодное семя дракона смерти потекло
дальше и создало одиннадцатую антикосмическую демоницу, принцессу Нааму, и
десятое остриё Разомкнутой Пентаграммы.
Мать Каина и супруга
Сатаны в книге Майкла Форда «Люциферианское Ведьмовство» (Luciferian
Witchcraft, Michael Ford)
Методология совершения
этого великого греха такова — зороастрийские и еврейские жрецы писали, что
Ариман-Самаэль не имеет способности к предвидению, так что лишь через
соединение с Лилит, Невестой, которая также является огнём и Тьмой, как и её
близнец, может стать целостным Противником и обрести способность предвидеть, а
также управлять их страстями. Этот сама суть процессов Магии, пути Yezer Ha-Ra,
воплощение страстей Мага. (M.Ford, Liber HVHI.)
Одна из девяти высших
дьяволов в «Полной Книге по Демонолатрии» (The Complete Book of Demonolatry).
Лилит. В еврейском мифе
первая жена Адама. Позднее жена Сатаны. Согласно многим Демонологам, Лилит
управляет суккубами. О Лилит говорят, что она стремится уничтожать
новорождённых младенцев. По этим причинам евреи ввели практику написания формул
на дверях, предназначенных, чтобы вынудить Лилит уйти.
Лилит — княгиня
(принцесса) Ада.
Мать племени демонов в
Inferion.
Я — матерь племени
Демонов.
Как ночь, я являю атрибуты
своей власти.
Мое немилосердное
присутствие
Обескровливает Вселенную.
Необходимо отметить, что
перечисленные труды относятся к различным традициям, имеющим разный взгляд на
предмет.
Имя Лилит является
популярным женским именем у армян. В отличие от сложившегося в мировой истории
и культуре стереотипа, в Армении это имя считается дающим его обладательнице
такие свойства и черты характера, как женственность, хозяйственность,
плодовитость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий